Мы работаем по всей России

Что такое государственная регистрация и для чего она нужна?

Государственная регистрация является одним из наиболее часто применяемых видов технического регулирования. Объектами данного подтверждения соответствия определенным критерия и требованиям безопасности являются такие объекты, которые могут представлять наибольшую угрозу для жизни и здоровья российских людей, для окружающей природы или животного мира, а также содержит в себе другие риски нарушения безопасности. Государственная регистрация относится к процедуре, которая на законодательном уровне соответствует внесению определенной информации в единый государственный реестр, как правило, однородных объектов.  Внесение информации об объекте в Реестр видоизменяет его юридические права, которые определяют взаимоотношения между государством и объектом государственной регистрации. В системе сертификации Российской федерации государственная регистрация занимает важное место. Объектами внесения в государственный реестр являются не только виды продукции или другие объекты оценки соответствия требованиям российских стандартов, но также и органы, осуществляющие сертификационные  испытания, выдачу документов оценки соответствия. Кроме того государственной регистрации в обязательном порядке подлежат сами разрешительные документы, оформленные в любой из систем сертификации РФ.

Государственная регистрация РФ продукции и изделий

Государственная регистрация РФ определена законами России для различных групп товаров. Основным законом, который ввел и регулирует оформление Свидетельств государственной регистрации РФ, является ФЗ № 52 от 30.03.1999 г., который установил критерии и требования санитарного благополучия россиян. Некоторые виды продуктов подлежали оформлению обязательного Свидетельства государственной регистрации РФ или другого важного санитарного документа – Санитарно-эпидемиологического заключения. В настоящее время Свидетельство государственной регистрации РФ требуется по-прежнему оформлять на продукцию медицинского назначения, которая включена в соответствующие списки. Т.к. без государственной регистрации и прохождения соответствующих испытаний медицинская техника, оборудование и лекарственные препараты не могут быть разрешены для обращения на территории государства.

Государственная регистрация Таможенного Союза продукции и изделий

Государственная регистрация ТС установлена законодательством ТС с 1 июля 2010 года на виды товаров, которые включены во второй части документа, определяющего список особо опасных (потенциально) продуктов для населения. Такие списки утверждены решением комиссии ТС № 299 от 28 мая 2010 года. В результате государственной регистрации соискатель получает Свидетельство государственной регистрации ТС. Процедура оформления состоит из нескольких шагов:
  • Подача заявления соискателем в местный или центральный орган Роспотребнадзора для прохождения продукцией государственной регистрации на соответствие требованиям, которые определены единым документом трех стран Союза.
  • Идентификация продукции и определение испытательной лаборатории, где могут быть проведены сертификационные испытания типовых образцов.
  • Заключение договора с испытательной лабораторией (имеющей аккредитацию и включенной в единый список лабораторий Союза, имеющих право проведения испытаний) на проведение исследований, предусмотренных планом испытаний для данного вида товаров.
  • Проведение испытаний и оформление протокола исследований.
  • Проведение экспертизы на соответствие санитарным, гигиеническим, эпидемиологическим и другим требованиям Таможенного Союза.
  • Выписка Свидетельства государственной регистрации ТС.
  • Внесение информации из Свидетельства государственной регистрации ТС в государственный реестр и присвоение регистрационного номера Свидетельства.
  • Дооформление Свидетельства государственной регистрации ТС (внесение номера регистрации и заверка печатью Роспотребнадзора).
  • Выдача получателю разрешительного документа о соответствии критериям ТС о санитарной безопасности.

Государственная регистрация разрешительных документов

Каждый орган сертификации в любой из российских или международных систем сертификации, к которым относится сертификация на соответствие требованиям Таможенного Союза, ведет реестр разрешительных документов: реестр обязательных сертификатов соответствия, реестр деклараций о соответствии, реестр добровольных сертификатов соответствия и прочее. В каждой системе сертификации предусмотрена кодировка идентификационных номеров разрешительных документов, которая вписывается в единую систему кодирования Российской Федерации. Поэтому происходит присвоение только уникального номера каждому разрешительному документу. Орган сертификации передает все сведения, относящиеся к документам, включенным им в любой из государственных реестров в вышестоящую организационную структуру. Таким образом происходит формирование единого государственного реестра определенного вида разрешительных документов.

Государственная регистрация органов сертификации и испытательных лабораторий РФ

Процедура оценки соответствия испытательных лабораторий и органов сертификации требованиям закона и государства на возможность проведения работ, определенных статусом учреждения называется аккредитацией. В настоящее время за аккредитацию отвечают определенные структуры в федеральных органах управления в той или иной сфере деятельности. Каждый из органов аккредитации уполномочен вести государственный реестр участников оценки соответствия (лабораторий и сертификационных органов) и присваивать им уникальный регистрационный номер в соответствии с принятой в конкретной системе сертификации системы кодирования.

Государственная регистрация органов сертификации и испытательных лабораторий ТС

Следует иметь в виду, что для проведения оценки соответствия требованиям международного законодательства Таможенного Союза является недостаточным включение сертификационной лаборатории или сертификационного органа в государственный реестр ТС , т.е. получения им аккредитации в определенной системе сертификации для проведения работ по конкретным видам товаров. Чтобы испытательная лаборатория или сертификационный орган являлись официально уполномоченными на проведение испытаний и экспертных заключений на исполнение требований Союза, необходимо, чтобы они прошли государственную регистрации в Таможенном Союзе, т.е. были включены в соответствующий государственный реестр ТС. Не все органы сертификации, а также не каждая испытательная лаборатория, успешно работающие в российских национальных системах оценки соответствия были включены в единые государственные реестры Таможенного Союза.

Что такое внутренний аудит и какое отношение к сертификации он имеет?

Аудитом называют независимую оценку деятельности предприятия в той или иной сфере. Целью аудита является выявление несоответствий и причин их возникновения в системах менеджмента предприятия, а также в продуктах и процессах предприятия. Главный результат аудита – установление возможностей для совершенствования работы организации. Наибольшее распространение термин «аудит» имеет в финансово-бухгалтерской сфере, но независимой проверке может подвергаться любое направление деятельности, что последнее время и наблюдается. А с расширением круга аудита происходит и увеличение направлений, к которым начинают применять данный термин. Внутренний аудит – это, соответственно, внутренняя проверка в организации. Но т.к. в определении аудита присутствует термин «независимая». То и структурно внутренний аудит должен обеспечивать определенную автономию. Поэтому внутри крупных компаний существует подход создания надструктурных служб внутреннего аудита. Например, при центральном офисе, а не в структуре конкретного филиала. Независимость внутреннего аудита может также  обеспечиваться  назначением аудиторов из разных структурных подразделений организации. Внешний аудит обеспечивает  независимость тем, что аудиторы, которые занимались внедрением на предприятии систем менеджмента, не могут быть причастны  к проверяемой организации. Почему возникают термины «внутренний аудит», «внешний аудит» касательно системы сертификации или оценки соответствия? Виной всему – международные стандарты ISO, которые предусматривают регулярный контроль деятельности созданных в организации систем менеджмента. Т.к. сертификаты системы менеджмента качества и сертификаты системы экологического менеджмента оформляются сроком на три года, а требования, сформулированные в международных и российских стандартах, относящихся к данным структурам, должны выполняться регулярно (ежедневно), то стандарты ISO вводят в повседневную практику внутренний аудит и внешний аудит. Т.е. независимые системы контроля исполнения требований нормативов в период действия сертификатов ИСО.

Внешний аудит

Внешний аудит осуществляется, как правило, один раз в год (или с другой периодичностью, определенной системой сертификации) органом сертификации, который оформлял тот или иной сертификат качества предприятию. Результатом внешнего аудита является написанный протокол замечаний, обнаруженных проверяемым органом с указанием сроков исполнения найденных недостатков. Данный протокол является обязательным для исполнения в срок. В случае неподчинения или нарушения сроков сотрудники внешнего аудита имеют право применения приостановки действия сертификата качества, который подвергался внешнему аудиту, инспекционной проверке. После проверки исполнения замечаний, очередной внешний аудит считается успешно завершенным и происходит автоматическое подтверждение действия сертификата системы менеджмента. В серьезных аудиторских компаниях внешний аудит является не менее ответственным этапом оценки соответствия систем менеджмента предприятия, чем первоначальная  процедура подтверждения соответствия. Инспекторы внешнего аудита точно также проводят выборочные проверки знания процессных документов персоналом на рабочих местах. Не говоря уже о контроле ведения множественной отчетной документации, связанной с системами менеджмента предприятия.

Внутренний аудит

Это структура, созданная либо на самом предприятии, либо организационно подчиненная управлению корпорацией. Внутренний аудит имеет своим назначением – постоянный контроль исполнения требований сертификации на соответствие российским или международным стандартам разных серий организации ИСО. Осуществляет свою работу внутренний аудит предприятия на основе должностных инструкций и внутренних регулирующих документов организации и системы менеджмента, которые были разработаны в рамках создания и внедрения СМК или СЭМ. Руководящие указания включены в документ ИСО 19011:2002, который содержит требования к созданию в компании аудита систем экологического менеджмента и систем менеджмента качества.  Этот стандарт может использоваться как для создания системы внутреннего аудита, так и для внешнего аудита. Правила внешнего аудита  устанавливаются системой сертификации, в которой имеет нотификацию зарубежный орган сертификации или аккредитацию российский сертификационный орган, осуществивший сертификацию систем менеджмента. Для внутреннего аудита компания сама устанавливает собственные правила по осуществлению аудита СМК или СЭМ. Эти правила определяются  в одной из обязательных процедур системы менеджмента – процедуре проведения внутренних аудитов. Если предприятие имеет сертификат СМК, то в компании обязательно  существует внутренний аудит системы менеджмента предприятия, которая в соответствии с собственным планом работы выполняет надзорные функции за исполнением процессных документов. Если организация получила сертификат СЭМ на исполнение требований стандарта ИСО 14001, то внутренний аудит системы экологического  менеджмента имеет в качестве главной цели – исполнение мероприятий плана экологического развития. Также в качестве обязательных функций осуществляется контроль выбросов в атмосферу, контроль утилизации или вывоза отходов и прочих работ, связанных с экологией предприятия, региона и разработанной экологической программы предприятия в целом.

Чем отличается сертификат ISO 9001 от сертификата ГОСТ Р ИСО 9001?

В Российской Федерации можно оформить различные сертификаты менеджмента качества, которые зависят от следующих факторов:
  • Уровня стандартов, на соответствие которым происходит процедура подтверждения исполнения требований. Это международная серия стандартов  ISO 9001  или российские национальные стандарты серии ГОСТ ИСО 9001, адаптированные к международным.
  • Зависят от года выпуска (утверждения) того или иного стандарта. Т.к. международные и, соответственно, российские стандарты с течением времени подлежат пересмотру и корректировкам на основе новых требований действительности.
Для российского производителя или фирмы, оказывающей услуги при выборе системы сертификации, где он намерен провести оценку соответствия будущей системы менеджмента качества (СМК) предприятия зависит в первую очередь от ориентированности организации на конкретный рынок товаров: российский или международный. Если существует намерение работать на Западе или на Востоке, то однозначно выбор должен быть сделан в пользу международной системы сертификации СМК. Т.к. хотя российская национальная система оценки соответствия ГОСТ Р является серьезной организацией, ее знают на международной арене, но Россия не является членом международного соглашения, на основе которого происходит взаимное признание результатов оценки соответствия, проведенные в другой стране. Если российский производитель работает на внутреннем рынке или на страны СНГ, с которыми существуют двусторонние договоренности о признании сертификатов качества менеджмента, то не имеет смысла тратить более значительные денежные средства на международную сертификацию. Возможно, достаточно подтверждение соответствия СМК требованиям российских стандартов в добровольной системе оценки соответствия ГОСТ Р или в другой российской системе сертификации. Принятие решения о выборе уровня оценки соответствия будущей СМК должно происходить до начала процедуры выстраивания этой системы в организации и до заключения договора с внешними консультантами по оказанию услуг в разработке документации, как  самой системы, так и процедур производственной и организационной деятельности предприятия в новых условиях, т.е. в условиях полноценного функционирования СМК . При построении СМК по международным и российским стандартам могут существовать отличия в критериях и требованиях, относящихся к конкретному наполнению процедур, оформлению документов, к организационным моментам. Т.к. при адаптации международных стандартов серии ISO 9001   происходит приведение их в соответствие с российскими требованиями и российской действительностью. Консультанты, работающие в международной сфере, и консультанты, ориентированные на российские законы, не могут гарантировать, что СМК, выстроенная по одной из схем, пройдет сертификацию в другой системе оценки соответствия. Кроме различий, охватываемых территориальным действием сертификата качества менеджмента, международный  сертификат ISO 9001 отличается от российского сертификата ГОСТ Р ИСО 9001 органом оценки соответствия, который проводит сертификационный аудит, оформляет сертификат СМК и проводит последующие аудиторские проверки не менее одного раза в год в соответствии с требованием межнационального стандарта.

Российские стандарты ГОСТ ИСО 9001

Наиболее актуальный российский стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2008 начал функционировать на территории РФ с 13.11.2009 года. Он разработан на основе международного стандарта ISO 9000:2008. Хотя в РФ является действующим и может быть получен сертификат менеджмента качества на исполнение национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Который по сравнению с более поздней версией норматива содержит менее жесткие требования. Существуют, в том числе, следующие отличия стандарта сертификата ГОСТ ИСО 9001-2008 от стандарта ГОСТ ИСО 9001-2001 и, соответственно, требований к сертификату ГОСТ Р ИСО 9001:
  • устанавливается персональная ответственность руководителей при построении, функционировании и развитии СМК на предприятии;
  • существует требование большей ориентированности на удовлетворение  потребностей и запросов клиентов, использование количественных характеристик удовлетворенности потребителя;
  • стандарт регулирует реальные процессы производства и другие аспекты функционирования предприятия;
  • стандарт разработан с учетом настоящей или последующей интеграции с другими системами менеджмента предприятия (например. системы экологического менеджмента или системы охраны труда и безопасности сотрудников и прочее);
  • определяются  новые критерии и  требования при  управлении ресурсами предприятия;
  • стандарты являются более универсальными, т.к. практически не зависят от размера предприятия или фирмы, от отрасли, где происходит функционирование.
Стандарт ГОСТ ИСО 9001-2008 предлагает различный уровень соответствия требованиям построения СМК:  существует определенный минимум, при исполнении которого можно получить экспресс-сертификат, оформляемый сроком на три года.  Этот минимальный набор включает в себя 6 обязательных процедур соответствия международным стандартам.  Оформленная на основе данного минимума документация СМК и процессов контроля качества проходит проверку с приобретением независимого аудиторского заключения. Экспресс сертификат ГОСТ Р ИСО 9001-2008 оформляется на  зеленом бланке и действителен в течение трех лет. Для оформления сертификата следующего уровня необходимо дальнейшее развитие, фактическое внедрение СМК, расширение возможностей СМК.

Может организация без внешних консультантов внедрить СМК?

СМК – это система менеджмента качества предприятия, выстроенная по принципам, заложенным  в серии стандартов международного значения — ISO 9001. Первоначальная версия и дальнейшее развитие требований привели к современной концепции СМК, а также к способам оценки ее соответствия этим критериям. Но для того, чтобы было что оценивать, это «нечто» нужно прежде всего создать, выстроить и заставить функционировать по определенным правилам. А правила достаточно жесткие и объемные. Хотя они являются в настоящее время универсальными и приемлемыми для любой отрасли производственной и другой деятельности, а также для организации, относящейся как к крупным объединениям, так и к малому и среднему бизнесу, тем не менее, в практической реализации возникает множество ситуаций, когда требуется наличие знаний консультантов, уже прошедших внедрение системы именно в конкретной отрасли деятельности . Для того чтобы создать некую организационную структуру (систему менеджмента качества), прежде всего, следует оценить существующие в фирме бизнес-процессы. В результате анализа и их реструктуризации будет вырисовываться новая схема бизнес-потоков и  вместе с ней создаваться система управления качеством продукции. После согласования этих важных моментов (бизнес-процессов «как оно будет» и структурной схемы СМК, ее взаимодействия с другими структурными единицами предприятия) наступит момент детального описания, как новых бизнес-процессов, так и описания каждой бизнес-процедуры. Эти документы впоследствии будут называться рабочими инструкциями процесса. Возможно, что представители предприятия, где происходит разработка новой системы менеджмента качества, имеют большее количество знаний относительно процессов и процедур самого предприятия. Но иногда становится полезным взгляд со стороны, тем более, при наличии опыта консультационной работы в других предприятиях данной отрасли. Консультанты имеют представление о том, как это было и как реализовано в других организациях. И, как правило, дают дельные советы, основываясь на результатах сравнительного анализа. Более того, к каждому документу, требуемого стандартом, существуют определенные требования, нарушение которых может привести к невозможности прохождения процедуры аудита, проводимого сертификационным органом. Практически на каждом предприятии создается не один, а десятки томов, которые должны не лежать тяжелым грузом на полках, а быть адаптированными к предприятию, являться функциональными, но в то же время отвечать критериям, в том числе, формальным, определенным требованиями нормативов. Организация, предполагающая получить сертификат соответствия менеджмента качества сама вправе принимать решение: стоит или нет привлекать к работе по созданию новой структуры и по разработке документации, практически заменяющей должностные инструкции на большинстве рабочих мест специалистов, занятых в производстве, контроле качества и реализации готовой продукции. Но опыт внедрения систем менеджмента качества в России говорит о том, что практическая реализация создания новой СМК без внешних консультантов затягивается на долгие и нудные годы внедрения. В этом случае еще дополнительным важным фактором становится стимул уже уплаченных предприятием средств: деньги заплачены, значит, надо работать (но не только консультантам, а в первую очередь, специалистам предприятия). Даже привлечение высококвалифицированных (и дорогих) внешних консультантов не всегда приводит к быстрому и положительному результату, удовлетворяющему обе стороны участников создания системы менеджмента качества. Все без исключения внешние консультанты, а также специалисты других предприятий, которые успешно прошли весь этот долгий и тернистый путь, говорят о том, что без глубокой и искренней заинтересованности в успехе руководства предприятия, а часто именно первого ее руководителя, становится невозможным преодолеть все те организационные барьеры, которые сопровождает создание и начало функционирования СМК . С другой стороны, убежденность первого руководителя в важности и необходимости данных инновационных преобразований предприятия, помноженные на его авторитет, творят чудеса. Тогда и работы внешних консультантов не пропадут даром. Ведь главное – это благодатная почва. Возможно, что малые предприятия, тем более имеющие на руках документацию по системам менеджмента качества аналогичных участников бизнеса (хотя все документы СМК являются собственностью самого предприятия, в какой-то степени его ноу-хау, и часто закрытой информацией от конкурентов по бизнесу), могут попробовать самостоятельно выполнить работы по созданию системы менеджмента качества. Но и в этом случае требуется обязательная подготовка собственных специалистов по сертификации, которые будут работать во вновь создаваемой структуре. Скорее всего, к такому предприятию сертификационный орган будет более пристрастен, более тщательно будет анализировать исполнение требований при прохождении процедуры подтверждения соответствия. Понятно, что каждый рассуждает, что при отсутствии специалистов-консультантов, ранее имевших опыт создания аналогичных СМК, вероятность ошибок и неисполнения требований стандарта значительно выше, чем при привлечении внешних консультантов по разработке системы менеджмента качества Российские предприятия используют различные схемы подготовки своего предприятия к аудиторской проверке системы менеджмента качества и подтверждения соответствия требованиям стандартов. Это могут быть следующие варианты:
  • С привлечением сторонних консультантов на весь период создания и внедрения СМК и на период проведения аудиторской проверки органом сертификации (после формирования протокола наступает этап исправления аудиторских замечаний, после которого, как правило, наступает момент принятия решения о соответствии или несоответствии созданной на предприятии СМК требованиям российских или международных стандартов).
  • С привлечением внешних консультантов на отдельные этапы разработки, внедрения, аудита или повторного аудита.
  • Без привлечения внешних консультантов, но при обязательном обучении своих специалистов азам сертификации.
Следует помнить, что международный и российский стандарты требуют независимости внешних консультантов, помогающих разрабатывать документацию СМК на предприятии, от сертификационного (аудиторского) органа, который выполняет проверку исполнения требований и в конечном итоге (при положительном решении) оформляет сертификат качества менеджмента. Выбор консультантов – достаточно серьезный и ответственный момент во всей процедуре подтверждения соответствия системы менеджмента качества предприятия, он влияет на процесс и результат всей работы в целом.  В помощь организациям  существуют  рекомендации международного стандарта ISO 10019:2005, которые содержат  указания по выбору консультантов СМК  и рациональному использованию их услуг.

Может ли сертификат, оформленный в другой стране, являться действующим в РФ?

Сертификат соответствия в любой стране оформляется на подтверждение исполнения требований законодательства и нормативных документов, действительных в конкретном государстве, либо в соответствии с действующими на территории страны международными соглашениями и межнациональными стандартами. Является ли сертификат, оформленный в одной из стран мира, действующим в РФ, следует отвечать касательно конкретного вида разрешительного документа, в том числе сертификата соответствия.

Сертификаты происхождения

Если речь идет о сертификатах происхождения, фитосанитарных сертификатах, ветеринарных сертификатах, то в зависимости от того, из какого государства осуществляется поставка конкретной продукции, и будет присутствовать взаимное признание  данного вида документа. Например, сертификат происхождения промышленных товаров, произведенных в Китае с 1992 года, считается признаваемым в РФ. Если сертификат происхождения получен китайским экспортером в форме А, то в России импортер может получить таможенные льготы в виде скидки на тариф на 50 %. Например, для продукции, произведенной в Украине при оформлении сертификата происхождения по форме СТ-1, импортер в России может получить преференции в соответствии с международной договоренностью, которая объединяет страны бывшего Советского Союза, кроме Прибалтийских республик. 30 ноября 2000 года было принято совместное решение, которое установило Правила определения для товаров, произведенных в странах СНГ, страну происхождения. А также были утверждены формы документов, которые взаимно признаются государствами.

Фитосанитарные сертификаты

Экспорт из Китая продукции растительного происхождения в обязательном порядке производится при наличии фитосанитарного сертификата (в соответствии с действующей в Китае с 2002 года обязательной сертификацией продукции). А продукции животного происхождения при присутствии ветеринарного сертификата. Они также являются признаваемыми в РФ точно также, как и ветеринарные сертификаты и фитосанитарные сертификаты многих стран. (В России процедура оформления фитосанитарного сертификата регулируется Приказом Минсельхоза РФ № 1 от 09.01.2008 г. ). До 1 августа 2011 года на основе фитосанитарного сертификата в России требовалось оформить еще один разрешительный документ (как бы подтверждающий действие фитосанитарного сертификата на территории РФ) – импортное карантинное заключение. Основываясь на законодательстве Таможенного Союза, с 28 июня 2011 года отменена выдача импортных карантинных разрешений в России в связи с вступлением в силу Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.05.2011 г.

Сертификаты соответствия Таможенного Союза

Сертификаты соответствия ТС являются действующими на территории не только государства, где они были оформлены, но также на территории других стран Союза. Касается это не только сертификатов соответствия, но также и деклараций о соответствии на продукцию, которая включена в перечень, утвержденный решением комиссии ТС № 620 от 7 апреля2011 г . Сертификаты соответствия требованиям Технических регламентов ТС, оформленные в Белоруссии или Казахстане,  начнут действовать на территории РФ с момента вступления в силу соответствующего Технического регламента, а именно с 15 февраля 2012 года, когда начнет функционировать Технический регламент о безопасности пиротехнической продукции.

Сертификаты соответствия на исполнение международных стандартов ISO

В РФ  широкое распространение получили сертификаты соответствия систем менеджмента предприятия: системы менеджмента качества (СМК), системы экологического менеджмента (СЭМ), системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (ОЗиОБТ). Данные виды сертификатов соответствия можно оформить в РФ на исполнение российских или международных требований, в зависимости от предпочтения соискателя и преследуемым им целям, связанным с получением того или иного добровольного сертификата соответствия. Если заявитель обращается в зарубежный орган оценки соответствия или его представительство, находящееся на территории РФ, то сертификат менеджмента будет оформлен на бланке той страны, куда произошло обращение соискателя.  Сертификаты соответствия, полученные в авторитетных бюро сертификации международным стандартам ИСО  на организационные процессы, признаются не только за рубежом, но и на территории РФ. Но тем не менее, крупные российские корпорации часто проходят не одну, а несколько процедур оценки соответствия международным требованиям, определенным стандартами отдельных государств, а также требованиям российских стандартов в области менеджмента предприятия. Например, СМК Автомобильного завода «Урал» подтвердила соответствие требованиям:
  • Стандарта ГОСТ Р ИСО 9001;
  • Стандарта DIN ISO 9001;
  • Стандарта EN 29001 “TUV-CERT”;
  • Стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 «Военный Регистр».

Порядок признания международных сертификатов соответствия в системе ГОСТ Р

Каждая российская система сертификации в своих правилах и положениях прописывает порядок признания международных сертификатов соответствия (на основе двусторонних международных договоренностей с другой страной в определенной области и касательно определенного вида товаров). Для того чтобы международный сертификат соответствия при наличии такой договоренности между национальными сертификационными органами, был признан российским  органом сертификации, требуется предоставление в сертификационный центр самого сертификата, протокола испытаний образцов за рубежом, а в некоторых случаях и предоставление образцов продукции для проведения дополнительных испытаний показателей, которые орган сертификации посчитал недостаточными для доказательства безопасности импортной продукции . Признание международного сертификата соответствия в системе российской сертификации ГОСТ Р происходит путем оформления соответствующего национального сертификата ГОСТ Р. В случае достаточности доказательств безопасности – без проведения сертификационных испытаний на территории РФ или при  их минимальном объеме (объем требуемых дополнительных испытаний определяет сертификационный орган, где производится процедура признания международного сертификата соответствия). Признание международных сертификатов в российской национальной системе сертификации возможно при исполнении следующих обязательных условий к оцениваемой продукции:
  • Товары отвечают требованиям, которые не являются более мягкими по сравнению с нормами стандарта, определенного при сертификации в ГОСТ Р.
  • Продукция изготовлена  на предприятии, имеющем сертификат соответствия  международным стандартам ИСО серии 9000. Этот сертификат соответствия является гарантом  стабильности показателей качества зарубежного предприятия.
  • Продукция прошла подтверждение соответствия по схеме сертификации, которая дает максимальное подтверждение стабильности результата, полученного в ходе сертификационных испытаний.

Почему другие  сертификаты, оформленные  международными органами по оценке соответствия  не признаются в систем сертификации  ГОСТ Р?

Равноценность сертификатов соответствия, оформленных различными органами оценки соответствия в мире, обеспечивается за счет механизма, позволяющего на основе международного соглашения, присоединиться национальным органам по аккредитации к единому соглашению о признании сертификатов. Таким международным соглашением является MLA — Multilateral Agreement, иначе —  соглашение о взаимном признании сертификатов. Первоначальное подписание произошло в рамках  IAF — Международного форума по аккредитации. Страны, которые его подписали признают сертификаты друг друга. Сертификат, полученный в Германии, например, действителен и в США, и в Китае, и в Канаде и в других странах. В России до настоящего времени отсутствует единый национальный орган по аккредитации. Поэтому РФ не может являться членом соглашения MLA, т.к.  Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии не является  органом аккредитации, единым для всех систем сертификации РФ. Хотя оно является ответственным за работу по оценке соответствия в России. В конце 2011 года была создана Россаккредитация — Федеральная служба по аккредитации. Но она еще не начала полноценное функционирование. В том числе по причине, что ФЗ «Об аккредитации» все еще находится на стадии согласования.

Может зарубежный производитель получить на свое имя российский сертификат и декларацию соответствия?

Российское законодательство, как и законодательство о техническом регулировании большинства стран мира, предусматривает обязательность оформления документов соответствия как для российских товаров,так и для импортной продукции, если они включены в соответствующие списки изделий, подлежащих обязательной оценке соответствия требованиям безопасности. Обязательная сертификация продукции производится в двух формах: в виде сертификата соответствия или декларации о соответствии. Одним из важнейших отличий этим форм подтверждения соответствия требованиям российских условий безопасности заключается в том, что получить сертификат соответствия на территории РФ может как российский производитель, так и зарубежный изготовитель продукции, указанной либо в Постановлении Правительства, либо в Техническом регламенте, регулирующих безопасность конкретного товара. Если продукция подлежит декларированию по российскому законодательству, то оформить декларацию о соответствии может только российский налогоплательщик: юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель. Данную процедуру может также выполнить российский представитель зарубежного производителя, который на основе договора между ними, уполномочен оформить декларацию о соответствии, где в качестве изготовителя будет указан именно зарубежный производитель, но в качестве соискателя выступает данный российский резидент. Эти два документа (договор с производителем из-за рубежа и декларация о соответствии) говорят о том, что в случае обнаружения нарушения безопасности продукции, указанной в декларации о соответствии, всю ответственность берет на себя российский заявитель (а не зарубежный производитель). В этом случае ( при оформлении декларации о соответствии) орган сертификации, который зарегистрировал декларацию в государственном российском реестре также не несет ответственность за безопасность продукции и последствия от ее нарушения.

Обязательный сертификат соответствия в РФ

Обязательный сертификат на зарубежного производителя рекомендуется оформлять не на партию продукции, поставляемую по отдельному контракту, а на все серийное производство. В этом случае вся продукция, произведенная на предприятии зарубежного изготовителя, не будет подлежать повторной оценке соответствия, если она экспортируется им в Российскую Федерацию. Даже в случае, когда в качестве импортера выступает другой российский представитель. В случае оформления разрешительного документа на серийное производство, сертификат соответствия распространяется на весь годовой объем выпуска и достаточно в качестве сопроводительного документа предоставить на границе копию российского сертификата соответствия, официально заверенную. Если сертификат соответствия был оформлен на российского импортера (на контракт поставки продукции в Россию), то на следующую партию или следующего импортера придется заново проходить процедуру оценки соответствия, начиная с испытаний продукции в сертификационной лаборатории и оформления соответствующего протокола испытаний типовых образцов продукции. Чтобы зарубежный производитель мог оформить сертификат соответствия на серийную продукцию, он должен иметь сертификат соответствия системы менеджмента качества и предоставить его в виде доказательства безопасности его продукции для российского потребителя. Только в таком случае российский орган сертификации оформит сертификат соответствия на серийное производство на имя зарубежного изготовителя.

Добровольный сертификат соответствия в РФ

Добровольный сертификат на зарубежного производителя может быть оформлен практически в любой системе сертификации, имеющей регистрацию в государственном реестре систем сертификации, который ведет Росстандарт (как центральный орган сертификации РФ, уполномоченный для ведения такого регистрационного списка). Добровольный сертификат может быть оформлен на исполнение требований российских стандартов, т.к. не предусмотрена оценка соответствия требованиям Технических регламентов в качестве добровольного акта. Исполнение Технических регламентов по российскому закону «О техническом регулировании» является обязательным для изделий, которые перечислены в самом регламенте. Точно также российский закон не предусматривает возможности оформления добровольной декларации о соответствия как российским , так и зарубежным изготовителям. Декларация о соответствии российским стандартам или декларация о соответствии Техническим регламентам РФ являются обязательными документами.

Сертификат соответствия и декларация о соответствии Таможенного Союза

Сертификат соответствия и декларация ТС для зарубежных производителей. В случае оформления одного из разрешительных документов в соответствии с законодательством Таможенного Союза, производитель будет считаться зарубежным, если он не является изготовителем на территории ни одной из трех государств Союза: Казахстана, России, и Белоруссии. Зарубежный изготовитель может оформить документа о соответствии  единым требованиям в форме единого сертификата соответствия или единой декларации о соответствии (через представителя, являющегося налогоплательщиком в одной из стран ТС), если он предоставит сертификат качества своего производства, на основе документов и предоставленных образцов продукции подтвердит ее безопасность, качество и соответствие требованиям ТС. Сертификат соответствия ТС, выданный на серийное производство, включая зарубежное предприятие может быть оформлен сроком до 5 лет, в отличие от сертификата соответствия ГОСТ Р, который имеет максимальный срок действия – 3 года. Кроме того, сертификат соответствия ТС на зарубежного производителя действителен на территории трех стран. В то время как сертификат соответствия ГОСТ Р можно представить и он действует только на территории России. С 2012 года начнут действовать на территории РФ и всего ТС Технические регламенты Таможенного Союза. Поэтому зарубежные производителю получат право на оформление в РФ сертификатов соответствия требованиям Технических регламентов Таможенного Союза, на продукцию, которая будет включена в соответствующий действующий регламент.

Какие отказные письма являются в настоящее время действующими в РФ?

Название «отказные письма» имеет в России историю, связанную с несогласованностью действий между ведомствами, имеющими место быть на раннем этапе информатизации и, соответственно, создания различных систем кодирования для автоматизации тех или иных процессов. В данном случае два ведомства разработали кодификацию и системы кодировки видов товаров и продукции, которые не во всех случаях можно было соотнести друг с другом, либо они вызывали определенные разночтения. Речь идет о системе кодирования продукции, произведенной Госстандартом (об Общероссийском кодификаторе продукции – ОКП) и системе кодирования результатов внешнеэкономической производственной деятельности, которая требовалась для однозначной идентификации продукции при пересечении ею границ РФ (о Товарной Номенклатуре Внешнеэкономической деятельности – ТН ВЭД). (Но в настоящее время, когда создано единое таможенное пространство трех стран, то ТН ВЭД Российской Федерации заменен на ТН ВЭД Таможенного Союза, единого кодификатора стран Союза). Отказное письмо ВНИИС, которое подтверждало для таможни, что конкретная продукция не требует наличия обязательных сертификатов соответствия  в системе ГОСТ Р, было отменено с началом действия законодательства Таможенного Союза, т.е. в 2010 году. Этот факт не говорит о том, что на таможне в настоящее время не требуется сертификат соответствия, если продукция на основе российского законодательства подлежит обязательной сертификации ГОСТ Р или подтверждению безопасности на базе Технического регламента РФ. Таможенное законодательство Союза ввело обязательность прохождения санитарного надзора при пересечении границы России или ТС. Что привело к появлению нового отказного письма – Отказного письма Роспотребнадзора. Кроме того, часто при пересечении товарами границы РФ требуется оформить еще один вид отказного письма – Отказное письмо МЧС. Все вышеперечисленные отказные письма называются отказными письмами для таможни. В отличие от еще одной разновидности отказного письма – письма для торговли.

Отказное письмо Роспотребнадзора

Товары, которые являются поднадзорными решению Комиссии Таможенного Союза № 299 от 28 мая 2010 года, могут быть подвергнуты санитарному контролю, как при таможенном досмотре, так и при первом выпуске в обращение на территории РФ (Таможенного Союза). В случае, когда владелец груза считает, что его продукция не включена в первый или второй разделы данного документа, т.е. на него не нужно оформлять Экспертное заключение Роспотребнадзора или Свидетельство государственной регистрации ТС, а инспектор таможенной службы имеет другое мнение, то возникает необходимость оформления документа, который поможет найти общий знаменатель. Таким документом является отказное письмо, которое оформляется в России  Роспотребнадзор по заявлению соискателя. Данный документ содержит общие положения законодательства Таможенного Союза, но его наличие, тем не менее, помогает «снять вопрос». Хотя консультанты органов сертификации рекомендуют своим клиентам оформить добровольный документ – Экспертное заключение Роспотребнадзора, который включает, в том числе, письмо о подтверждении соответствия единым эпидемиологическим, гигиеническим и санитарным требованиям ТС. Отказное письмо Роспотребнадзора является действительным до очередного внесения корректировок  в перечень решения КТС № 299  или до начала действия на территории Таможенного Союза новых Технических регламентов Союза на виды товаров, которые перечислены в отказном письме.

Отказное письмо МЧС

Отказное МЧС утверждает,  что товар, перемещаемый через границу, не подлежит обязательной сертификации в системе пожарной безопасности  на исполнение требований ФЗ № 123 «О пожарной безопасности». Оформляет отказное письмо МЧС сертификационный орган, имеющий аккредитацию в Министерстве Чрезвычайных ситуаций на проведение работ подтверждения соответствия требованиям Технического регламента. Отказное письмо МЧС оформляется на обычном листе бумаги и содержит информацию о том, что конкретная продукция не является объектом регулирования Технического регламента о пожарной безопасности. Обязательным атрибутом является наличие печати органа пожарной сертификации на данном виде документа. Технический регламент о безопасности продукции при возникновении пожара является одним из исключений и позволяет оформлять сертификат пожарной безопасности даже на продукцию, которая не подлежит обязательной сертификации в системе пожарной безопасности. Добровольная сертификация пожарной безопасности является альтернативой отказному письму МЧС.

Отказное письмо для торговли

Отказное письмо может оформить любой орган сертификации , имеющий аккредитацию в системе ГОСТ Р, т.к. отказное письмо для торговли подтверждает тот факт, что конкретная продукция не является объектом обязательного подтверждения соответствия требованиям стандартов и Технических регламентов. В некоторых случаях такое письменное подтверждение требуют покупатели этой продукции, контролирующие торговлю органы, либо возникают другие ситуации. Иначе отказное письмо для торговли называется разъяснительным письмом. Письмо для торговли также оформляется на обычном листе бумаги (в отличие от ранее оформляемого отказного письма для таможни ВНИИС, когда документ имел стандартный бланк с голографической защитой), но требуется печать сертификационного органа.

Зачем нужен сертификат менеджмента качества?

Сертификатом менеджмента качества  называют официальный документ оценки соответствия требованиям стандартов серии ИСО 9001 созданной на предприятии Системы Менеджмента Качества (СМК). Иначе такой сертификат имеет название сертификат ИСО 9001 или сертификат ISO 9001. Чаще всего при написании «сертификат ИСО 9001» имеется в виду документ подтверждения исполнения российских стандартов данной серии. В то время как «сертификат ISO 9001» часто обозначает, что СМК прошла сертификацию и подтвердила свое соответствие международным требованиям. Попробуем разобраться, зачем нужен тот или иной  сертификат менеджмента качества. Т.к. ответить на вопрос зачем он нужен, можно следующим образом: у организации или предприятия возникла необходимость подтвердить, что функционирующая СМК отвечает критериям и требованиям межнациональных или адаптированных к международным российских стандартов указанной серии. Сертификат ISO 9001 требуется такому российскому предприятию, у которого проявилась та или иная ситуация из перечисленных ниже:
  • планируется выход продукции предприятия на мировой рынок или на его отдельные сегменты;
  • требуется повышение стоимости компании на мировом фондовом рынке;
  • возникла необходимость привлечения зарубежных инвестиций для дальнейшего развития предприятия;
  • планируется участие в тендере государственных, крупных муниципальных или оборонных закупок;
  • планируется участие в конкурсе и дальнейшем осуществлении поставок продукции для крупных корпораций, особенно тех, которые работают на международном рынке и в некоторых других условиях.
Дело в том, что в наши дни успешное функционирование предприятия в международной сфере предусматривает наличие сертификата, подтверждающего существование у него развитой и саморазвивающейся системы менеджмента качества. Данный факт рассматривается как подтверждение стабильности, надежности и долгосрочных намерений сотрудничества потенциального партнера. Без сертификата менеджмента качества не может быть работы с зарубежными покупателями и клиентами. Сертификат ISO 9001 можно оформить в органе сертификации, который имеет нотификацию в одном из авторитетных международных бюро, осуществляющих работы по подтверждению соответствия требованиям стандартов ISO 9001. В настоящее время и на территории РФ имеется достаточное количество таких представительств.

Сертификат ИСО 9001

Сертификат ISO 9001 в настоящее время оформляют не только крупные производители российской продукции, но также фирмы и организации, оказывающие услуги. На российском рынке также является наличие сертификата ИСО 9001 правилом хорошего тона в бизнес среде. В некоторых случаях сертификат ИСО 9001 становится обязательным и для российских предприятий, функционирующих на национальном рынке товаров или труда. Это могут быть такие ситуации:
  • предприятие намерено поставлять товар для крупных торговых сетей, где не представлена продукция, выпущенная на предприятиях при отсутствии сертификата менеджмента качества;
  • планируется участие в конкурсе и дальнейшем осуществлении поставок продукции для крупных корпораций;
  • продукция, выпускаемая на предприятии, является объектом подтверждения соответствия требованиям Технических регламентов (для того, чтобы серийный производитель мог оформить сертификат менеджмента качества на значительный срок его действия, необходимо наличие сертификата ИСО 9001, подтверждающего стабильность качества производимой продукции);
  • планируется участие в тендере государственных, крупных муниципальных или оборонных закупок;
  • существует у покупателя или партнера требование наличия сертификата ИСО 9001;
  • для оформления лицензии для ведения вида деятельности, где в качестве обязательного условия присутствует наличие сертификата менеджмента качества;
  • для вступления в саморегулирующие организации (например, строителей, аудиторов, проектировщиков и прочих направлений деятельности), где обязательным условием вступления является наличие сертификата ИСО 9001 или сертификата ISO 9001;
  • для привлечения инвесторов – российских фирм и корпораций для развития своего предприятия;
  • для проведения банковских операций, возможно, выдачи кредита или займа, банк требует наличие сертификата менеджмента качества и прочие ситуации.
Сертификат ИСО 9001 получить несколько дешевле, чем  сертификат ISO 9001, но это не означает, что проще. Перед процедурой подтверждения соответствия требованиям российского или межнационального стандартов ИСО 9001 необходимо организации выполнить огромную работу по реорганизации на предприятии бизнес-процессов, по созданию и успешному функционированию системы менеджмента качества. И только после благополучного выполнения всех пунктов подготовительной программы можно рассчитывать на удачную процедуру подтверждения соответствия. Следует заметить, что получение сертификата ИСО 9001 или сертификата ISO 9001 — дело добровольное. Оформить сертификаты менеджмента качества можно в одной из добровольных систем сертификации. Она в обязательном порядке должна иметь государственную регистрацию в Росстандарте и получить Аттестат аккредитации на проведение работ по оценке соответствия СМК.  Но при выборе системы и органа сертификации следует учитывать ее авторитет и значимость на российском и международном рынке. Не всем официальным бумагам бизнес сообщество  доверяет в равной степени.

Заказать документ:

Ваше имя: *
Контактный телефон:
Наименование продукции: *
Страна: *
Регион: *