Мы работаем по всей России

Может организация без внешних консультантов внедрить СМК?

СМК – это система менеджмента качества предприятия, выстроенная по принципам, заложенным  в серии стандартов международного значения — ISO 9001. Первоначальная версия и дальнейшее развитие требований привели к современной концепции СМК, а также к способам оценки ее соответствия этим критериям. Но для того, чтобы было что оценивать, это «нечто» нужно прежде всего создать, выстроить и заставить функционировать по определенным правилам. А правила достаточно жесткие и объемные. Хотя они являются в настоящее время универсальными и приемлемыми для любой отрасли производственной и другой деятельности, а также для организации, относящейся как к крупным объединениям, так и к малому и среднему бизнесу, тем не менее, в практической реализации возникает множество ситуаций, когда требуется наличие знаний консультантов, уже прошедших внедрение системы именно в конкретной отрасли деятельности . Для того чтобы создать некую организационную структуру (систему менеджмента качества), прежде всего, следует оценить существующие в фирме бизнес-процессы. В результате анализа и их реструктуризации будет вырисовываться новая схема бизнес-потоков и  вместе с ней создаваться система управления качеством продукции. После согласования этих важных моментов (бизнес-процессов «как оно будет» и структурной схемы СМК, ее взаимодействия с другими структурными единицами предприятия) наступит момент детального описания, как новых бизнес-процессов, так и описания каждой бизнес-процедуры. Эти документы впоследствии будут называться рабочими инструкциями процесса. Возможно, что представители предприятия, где происходит разработка новой системы менеджмента качества, имеют большее количество знаний относительно процессов и процедур самого предприятия. Но иногда становится полезным взгляд со стороны, тем более, при наличии опыта консультационной работы в других предприятиях данной отрасли. Консультанты имеют представление о том, как это было и как реализовано в других организациях. И, как правило, дают дельные советы, основываясь на результатах сравнительного анализа. Более того, к каждому документу, требуемого стандартом, существуют определенные требования, нарушение которых может привести к невозможности прохождения процедуры аудита, проводимого сертификационным органом. Практически на каждом предприятии создается не один, а десятки томов, которые должны не лежать тяжелым грузом на полках, а быть адаптированными к предприятию, являться функциональными, но в то же время отвечать критериям, в том числе, формальным, определенным требованиями нормативов. Организация, предполагающая получить сертификат соответствия менеджмента качества сама вправе принимать решение: стоит или нет привлекать к работе по созданию новой структуры и по разработке документации, практически заменяющей должностные инструкции на большинстве рабочих мест специалистов, занятых в производстве, контроле качества и реализации готовой продукции. Но опыт внедрения систем менеджмента качества в России говорит о том, что практическая реализация создания новой СМК без внешних консультантов затягивается на долгие и нудные годы внедрения. В этом случае еще дополнительным важным фактором становится стимул уже уплаченных предприятием средств: деньги заплачены, значит, надо работать (но не только консультантам, а в первую очередь, специалистам предприятия). Даже привлечение высококвалифицированных (и дорогих) внешних консультантов не всегда приводит к быстрому и положительному результату, удовлетворяющему обе стороны участников создания системы менеджмента качества. Все без исключения внешние консультанты, а также специалисты других предприятий, которые успешно прошли весь этот долгий и тернистый путь, говорят о том, что без глубокой и искренней заинтересованности в успехе руководства предприятия, а часто именно первого ее руководителя, становится невозможным преодолеть все те организационные барьеры, которые сопровождает создание и начало функционирования СМК . С другой стороны, убежденность первого руководителя в важности и необходимости данных инновационных преобразований предприятия, помноженные на его авторитет, творят чудеса. Тогда и работы внешних консультантов не пропадут даром. Ведь главное – это благодатная почва. Возможно, что малые предприятия, тем более имеющие на руках документацию по системам менеджмента качества аналогичных участников бизнеса (хотя все документы СМК являются собственностью самого предприятия, в какой-то степени его ноу-хау, и часто закрытой информацией от конкурентов по бизнесу), могут попробовать самостоятельно выполнить работы по созданию системы менеджмента качества. Но и в этом случае требуется обязательная подготовка собственных специалистов по сертификации, которые будут работать во вновь создаваемой структуре. Скорее всего, к такому предприятию сертификационный орган будет более пристрастен, более тщательно будет анализировать исполнение требований при прохождении процедуры подтверждения соответствия. Понятно, что каждый рассуждает, что при отсутствии специалистов-консультантов, ранее имевших опыт создания аналогичных СМК, вероятность ошибок и неисполнения требований стандарта значительно выше, чем при привлечении внешних консультантов по разработке системы менеджмента качества Российские предприятия используют различные схемы подготовки своего предприятия к аудиторской проверке системы менеджмента качества и подтверждения соответствия требованиям стандартов. Это могут быть следующие варианты:
  • С привлечением сторонних консультантов на весь период создания и внедрения СМК и на период проведения аудиторской проверки органом сертификации (после формирования протокола наступает этап исправления аудиторских замечаний, после которого, как правило, наступает момент принятия решения о соответствии или несоответствии созданной на предприятии СМК требованиям российских или международных стандартов).
  • С привлечением внешних консультантов на отдельные этапы разработки, внедрения, аудита или повторного аудита.
  • Без привлечения внешних консультантов, но при обязательном обучении своих специалистов азам сертификации.
Следует помнить, что международный и российский стандарты требуют независимости внешних консультантов, помогающих разрабатывать документацию СМК на предприятии, от сертификационного (аудиторского) органа, который выполняет проверку исполнения требований и в конечном итоге (при положительном решении) оформляет сертификат качества менеджмента. Выбор консультантов – достаточно серьезный и ответственный момент во всей процедуре подтверждения соответствия системы менеджмента качества предприятия, он влияет на процесс и результат всей работы в целом.  В помощь организациям  существуют  рекомендации международного стандарта ISO 10019:2005, которые содержат  указания по выбору консультантов СМК  и рациональному использованию их услуг.

Теги:


Заказать документ:

Ваше имя: *
Контактный телефон:
Наименование продукции: *
Страна: *
Регион: *