Мы работаем по всей России

НАШИ ФИЛИАЛЫ

Санкт-Петербург
+7 (812) 493-59-27
+7 (812) 951-26-42
info@turbotest.ru

Москва
+7 (495) 663-22-18
+7 (495) 649-13-54
msk@turbotest.ru

Почему существует множество систем сертификации в РФ?

Сертификация является  процедурой, «удостоверяющей» (так переводится с латыни термин «сертификация») соответствие объекта оценки соответствия  нормативным и законодательным требованиям. Система сертификации представляет собой добровольное сообщество участников сертификации, которая осуществляется на основе установленных внутри системы процедур и правил для функционирования сообщества и для оценки соответствия объектов сертификации. Общие требования и условия для создания и деятельности системы сертификации в РФ сформулированы в ФЗ «О техническом регулировании». Центральным органом, отвечающим за функционирование общегосударственной системы оценки соответствия, за ведение государственного реестра систем сертификации в России отвечает Росстандарт, который стал приемником Госстандарта РФ.  Юридическую силу на территории государства имеет только система сертификации, прошедшая официальную государственную регистрацию и получившая уникальный регистрационный номер. В ФЗ № 184 предусмотрены две формы сертификации:обязательная оценка соответствия и добровольная сертификация.  Поэтому каждая зарегистрированная система сертификации принадлежит к одной из групп: обязательная система сертификации или добровольная система сертификации. Причем многие системы оценки соответствия работают как для подтверждения соответствия в той, так и в другой форме сертификации. Существует обязательная система сертификации ГОСТ Р и добровольная система с тем же названием. При этом сама система сертификации прошла две государственных регистрации и имеет разные регистрационные коды. Точно также органы сертификации должны получить два документа аккредитации, чтобы иметь возможность выполнения работ в той и другой системах сертификации. ФЗ № 184 определил перечень видов безопасности, которые должны регулироваться обязательным документом, требующим подтверждения соответствия – Техническим регламентом. Виды безопасности следующие:
  • безопасность при  возникновении пожарной ситуации;
  • безопасность, связанная с  нарушением единства измерений;
  • безопасность от и травм от оборудования и машин и механических повреждений;
  • безопасность, связанная с  поражением электрическим током;
  • безопасность при наличии вредных излучений различной природы;
  • безопасность от термических ожогов;
  • безопасность поражения химическими веществами;
  • безопасность, связанная с возможностью возникновения взрывоопасной ситуации;
  • безопасность при биологических рисках и многие другие.
Наличие такого количества различных рисков способствует тому, что подтвердить отсутствие у объекта оценки соответствия того или иного риска или наличия определенной законом допустимой степени опасности могут только узкоспециализированные организации и специалисты. Число видов безопасности приводит к необходимости создания множественных направлений оценки соответствия и систем сертификации продукции. Наличие большого числа рисков ведет к  тому, что создано значительное число нормативных актов, которые направлены на минимизацию всех этих рисков для конкретных видов продукции. Большое количество нормативных требований, в том числе, также способствовало созданию в России  значительного числа систем сертификации. (Так разработка Технических регламентов направлена на принятие в качестве основных требований обобщенные требования безопасности продукции). Созданию множества систем сертификации способствовал также тот факт, что существуют разнообразные объекты оценки соответствия: это может быть продукция, процессы, связанные с любым жизненным циклом продукции, это могут быть системы или организационные процессы, работы, услуги и прочее. Если даже рассматривать объекты сертификации, относящиеся к продукции, то и здесь нельзя все ее многообразие привести к единому знаменателю. Так не только пакеты с молоком и бутылки с минеральной водой (которые называют однородной продукцией) являются продукцией, но также и железнодорожные мосты, атомные электростанции и другие сооружения, слитки золота, нефть из скважин и т.д. Простое перечисление видов товаров и продукций из различных отраслей и направлений деятельности человека уже подтверждает факт, что не обойтись без значительного числа систем сертификации. Наличие различных федеральных структур ведет к формированию различных требований к объектам, которые относятся к сфере деятельности данного ведомства. Наличие ведомственных правил, требований, стандартов и нормативов также способствуют наличию различных систем сертификации, которые, как правило, не укладываются в рамки унифицированных требований ФЗ «О техническом регулировании». Так по всем основным видам транспорта существуют в России собственные обязательные системы сертификации (не говоря уже о добровольных системах). Требование безопасности транспортных перемещений пассажиров и грузов – наипервейшее условие оказания услуг перевозок. И каждый исполнитель, а также производитель соответствующих технических средств должен подтвердить исполнение требований, сформулированных в ведомственной системе сертификации. Эти и другие причины привели к тому, что в России существует 16 обязательных систем сертификации и свыше 100 добровольных систем оценки соответствия. В качестве лица, которое может выступать создателем (и центральным органом) обязательной системы сертификации, являются только Федеральные структуры. А выступить инициатором создания, регистрации и функционирования добровольной системы сертификации может любой житель РФ. Важно при подтверждении оценки соответствия  насколько авторитетна и востребована будет та или иная система сертификации.   Недавно созданные  современные системы имеют некоторые преимущества перед «старыми»  заслуженными системами сертификации: они часто более прогрессивны, ориентируются на определенный сегмент рынка (например, на Европу или на Азию). Различаются системы сертификации не только требованиями,  правилами, способами проведения оценок, но отличаются и сроками сертификации и стоимостью. С 1 июля 2010 года на территории трех стран введено законодательство Таможенного Союза, которое определяет, в том числе, техническое регулирование касательно отдельных видов безопасности и отдельных видов продукции. Это способствует созданию новых уже межнациональных систем сертификации с едиными требованиями стран участниц.

Теги:


Заказать документ:

Ваше имя: *
Контактный телефон:
Наименование продукции: *
Страна: *
Регион: *